Основы мерчандайзинга

      

Мерчендайзинг (от англ. merchandising) – искусство представления товара в выгодном свете. Данному термину можно дать следующее определение: комплекс мер, направленный на привлечение внимания покупателей, размещение товаров в торговом зале магазина.

Основная цель мерчендайзинга (с точки зрения продвижения в торговом зале конкретной марки) – побудить потенциального покупателя приобрести товары вашей марки и тем самым увеличить объемы продаж. Таким образом, при планировании комплекса инструментов по продвижению товара или марки в торговых залах, следует исходить из основных задач:
1) Информирование покупателей о стоимости, преимуществах и характеристиках товара,
2) Навигация (информация о нахождении товара) в торговом зале,
3) Контроль выкладки и товарного запаса,
4) Воздействие на потенциального покупателя, побуждение совершить покупку.

Компании, размещающие ассортимент своей продукции в торговом зале, разрабатывают единый регламент (merchandising book) для применения в местах продаж т.е. свод всех правил в области мерчендайзинга. В таком регламенте обязательно содержатся проиллюстрированные примеры выкладки товара (планограммы), размещения всех информационных POS материалов и торгового оборудования.

Планограмма – схема выкладки товара в торговом зале. При составлении планограммы необходимо учитывать ряд факторов: психологию покупателей, «дерево» принятия решений для различных товарных категорий, лояльность покупателей к бренду, особенности конкурентной выкладки, понимание товарной категории и роль конкретного товара в ней, ценовую политику, а также, свойства товара (размер, вес, дизайн упаковки).

Инструменты мерчендайзинга: 
- разработка стандартов мерчендайзинга, а также  планограммы выкладки продукции
- организация работы мерчендайзеров по отслеживанию наличия товара на витринах/прилавках в торговом зале, а также для отслаивания товарных запасов.
- размещение рекламных, информационных и POS материалов в торговом зале
- размещение брендированного торгового оборудования
- обучение персонала

Одним из ключевых инструментов мерчендайзинга являются POS материалы, торговое оборудование и информационные стенды, которые играют немалую роль в привлечении внимания потенциальных покупателей к товару или товарным группам. Их использование также должно быть строго регламентировано. Основные виды POS-материалов размещены в статье «Разработка и размещение POS»

С помощью правильно подобранной коммуникационной политики в области мерчендайзинга возможно добиться значимых результатов по увеличению объема продаж, узнаваемости бренда, знакомству посетителей с новинками вашей торговой марки, оптимизации размещения товаров и товарных групп в магазине.